Танк Т-55АГМ является вариантом модернизации танков Т-54, Т-55, Т-62 и Т-59. С целью повышения всех основных боевых, технических и эксплуатационных характеристик на нем установлено:

  • Мотороно-трансмиссионное отделение с двигателем 5ТДФМ
  • Усовершенствованная ходовая часть
  • Автоматизированная система управления движением со штурвалом
  • Дополнительная пассивная защита, встроенная динамическая защита, система оптико-электронного противодействия, новое противопожарное оборудование
  • Современная система управления огнем с дублированным управлением с места командира
  • Автомат заряжания
  • Зенитная установка закрытого типа
  • Новая пушка по желанию заказчика может быть калибра 125 мм или 120 мм.

Модернизации подвергаются:

  • вооружение
  • система управления огнем
  • повышение подвижности
  • защита
Вооружение

Для повышения огневой мощи танка Т-55АГМ предлагается модернизация боевого отделения, включающая в себя установку 125 мм гладкоствольной пушки КБМ1 или 120 мм гладкоствольной пушки КБМ2, спаренного пулемета, размещенного в бронированном отсеке в кормовой части башни.

Предлагаемая 120 мм гладкоствольная пушка КБМ2 представляет собой модификацию пушки КБМ1 и отвечает требованиям стандартов НАТО. Использование в боекомплекте танка выстрелов со снарядами большего могущества и управляемой ракеты, запускаемой через ствол пушки позволяет поражать современные танки на дальностях 2000...3000 м бронебойными снарядами и управляемой ракетой на дальностях до 5000 м.

Пушка

Марка КБМ1 КБМ2
Калибр, мм 125 120
Масса пушки, кг 2500 2600
Длина ствола, мм 6000 мм (48 калибров) 6000 мм (50 калибров)
Тип Гладкоствольная
Полная длина пушки, мм 6903
Нормальная длина отката, мм 260...300
Предельная длина отката (СТОП), мм 310
Количество тормозов откатных частей Два
Расположение тормозов откатных частей Симметричное относительно оси канала ствола
Количество накатников Один
Заряжание Автоматическое, полуавтоматическое, ручное
Типы применяемых выстрелов Все типы выстрелов (УР, БПС, КС, ОФС, ОШС с дистанционным подрывом) Все типы выстрелов, отвечающих требова-ниям стандартов НАТО, управляемая ракета украинского производства
Количество выстрелов Не менее 30 (из них 18 - в автомате заряжания)

Спаренный пулемет

Параметр Значение
Марка КТ-7,62 или ПКТ-7,62
Калибр, мм 7,62
Расположение Справа от пушки

Зенитная установка закрытого типа

При применении автомата заряжания существует возможность на люке командира установить зенитно-пулеметную установку закрытого типа для стрельбы по воздушным и наземным целям.

Параметр Значение
Пулемет КТ-12,7 или НСВТ-12,7
Калибр, мм 12,7
Скорострельность, выстр/мин 700
Боекомплект, патронов 450 (150х3)
Управление дистанционное
Условия стрельбы с места, с ходу
Дальность прицельной стрельбы, м
днем до 2000
ночью до 800
Диапазон наведения, град:
по вертикали -5...+70
по горизонтали ±85
Режим управления зенитно-пулеметной установкой автоматический, стабилизированный по вертикали через прицел ТКН-4С и полуавтоматический через прицел ПЗУ-7

Автомат заряжания (АЗ)

Автомат заряжания - электромеханический комплекс узлов с цифровой системой управления. Расположен в бронированном отсеке в кормовой части башни.

Состав автомата заряжания:

  • конвейер цепного типа - для размещения и выведения выстрелов на линию заряжания;
  • стопор пушки - для стопорения пушки на угле заряжания;
  • механизм досылания - для досылания выстрела в пушку;
  • лоток подачи - служит опорой выстрела при досылании;
  • механизм удаления поддона - для улавливания поддона после выстрела и удаления его из боевого отделения танка;
  • механизм подъема отсека АЗ;
  • система управления автоматом заряжания (СУАЗ);
  • отсек АЗ.
Параметр Значение
Режимы работы Автоматический, полуавтоматический (пооперационный), аварийный (ручной)
Число выстрелов в конвейере, шт. 18
Продолжительность одного заряжания в автоматическом режиме, сек 6,5...7

Установкой АЗ в танк Т-55АГМ достигается:

  • сокращение числа членов экипажа до 3-х человек
  • повышение защищенности экипажа
  • увеличение скорострельности до 8 выстр./мин.
  • улучшение обитаемости боевого отделения в связи с введением автоматического удаления гильзы за пределы танка
  • заряжание пушки без остановки танка. Это позволяет вести прицельный огонь сходу, при этом скорострельность не зависит от рельефа местности и усталости экипажа.

На танке Т-55АГМ могут быть установлены автоматы заряжания как для выстрелов калибра 125 мм, так и для выстрелов калибра 120 мм стандарта НАТО с обеспечением взаимозаменяемости.

Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB
Система управления огнем

Современная система управления огнем с дублированным управлением с места командира

На модернизированном танкеТ-55АГМ установлен современный комплекс управления огнем, обеспечивающий ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и в движении с высокой вероятностью попадания с первого выстрела.

Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела наводчика 1К14, тепловизионного прицела ПТТ-М с тепловизионной камерой «MATIS» фирмы «SAGEM», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М, баллистического вычислителя ЛИО-В с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Э42 и других устройств.Дневной прицел наводчика 1К14 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой. В нем реализована автоматизированная компенсация увода гироскопов. Поле зрения прицела имеет увеличение 10х.

Встроенный лазерный дальномер обеспечивает измерение дальности до цели до 9990 метров и обладает точностью до 10 метров. Измеренная дальность высвечивается вместе с сигналом готовности к стрельбе и типом боеприпаса в нижней части поля зрения прицела наводчика.

Тепловизионный прицел ПТТ-М включает в себя оптоэлектронный прибор наводчика, монитор и пульт управления командира. Тепловизионный прицел позволяет наводчику и командиру обнаруживать цели и вести огонь (командиру в режиме дублированного управления огнем) по ним практически при любых погодных условиях на больших дальностях и с высокой точностью, что является большим преимуществом при работе в условиях плохой видимости, а также в темное время суток. Тепловизионный прицел также позволяет игнорировать наличие некоторых распространенных препятствий наблюдению, таких как характерный для поля боя дым.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки.

Комбинированный прицел командира ТКН-4С имеет стабилизированную в вертикальной плоскости линию визирования и три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 7,6х и ночной канал с кратностью 5,8х.

Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.

Цифровой баллистический вычислитель ЛИО-В для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков:

  • скорости танка
  • угловой скорости цели
  • угла крена оси цапф пушки
  • поперечной составляющей скорости ветра
  • дальности до цели
  • курсового угла

Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др.

Привод башни - электрический, а привод пушки - гидравлический. На случай аварийной ситуации предусмотрены ручные приводы наведения пушки и башни.

Особенностью танка является наличие управляемого вооружения, которое позволяет вести огонь из пушки управляемыми ракетами с лазерным наведением и поражать цели с вероятностью не менее 0,8 на дальностях до 5000 м. Управляемое вооружение также обеспечивает танку возможность поражать зависшие над полем боя вертолеты, стреляющие с недоступного для обычного танкового вооружения расстояния.

Стрельба ракетой может осуществляться в движении по движущейся цели. Ракета имеет тандемную боевую часть, что позволяет ей поражать цели, оснащенные динамической защитой, а также современную многослойную броню, имеющую улучшенные характеристики по защите от кумулятивных боеприпасов.

Стрельбу из спаренного с пушкой пулемета можно вести с места наводчика или командира по стационарным целям, например зданиям и бункерам.

Предлагаемая модернизация обеспечивает:

Наводчику:

  • повышение дальности эффективной стрельбы днем и ночью до 3000 м с места и с ходу;
  • увеличение дальности обнаружения и распознавания цели днем за счет установки прицела 1К14 с кратностью увеличения до 16х и ночью за счет установки тепловизора ПТТ-М;
  • измерение дальности днем до 5000 м с вероятностью 0,9 за счет применения лазерного дальномера со схемой амплитудно-временной селекции (АВС);
  • стрельбу управляемой ракетой до 5000 м;
  • автоматический учет отклонений условий стрельбы от нормальных с помощью высокоточного цифрового баллистического вычислителя.

Командиру:

  • дублированную стрельбу с ходу из пушки через прицел ТКН-4С по целям на дальности до 2500 м и из пулемета по целям на дальности до 1800 м;
  • стрельбу с ходу из зенитной установки при закрытом люке до 2000 м по наземным и низколетящим воздушным целям;
  • повышение дальности обнаружения цели:
    • днем до 5000 м
    • ночью до 700 м (через прицел ТКН-4С)
    • 5000м (через тепловизор ПТТ-М)
  • целеуказание наводчику с высокой точностью.

На модернизированном танке Т-55АГМ установлены средства связи, которые включают в себя:

  • ультракоротковолновую радиостанцию 
  • аппаратуру внутренней связи и коммутации

Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB
Повышение подвижности

Ходовая часть

Модернизация ходовой части танка Т-55 позволила повысить его подвижность за счет увеличения средних скоростей движения по местности с естественными неровностями. Это достигнуто установкой на танк более мощных гидравлических амортизаторов и торсионных валов с увеличенными углами закручивания.Для уменьшения колебаний гусеницы при повышенных скоростях движения танка по местности установлены поддерживающие катки верхней ветви гусеницы.

Мотороно-трансмиссионное отделение с двигателем 5ТДФМ

Предлагаемая для установки в модернизируемые танки силовая установка разработана на основе двигателя 5ТДФМ мощностью 850л.с. Эта силовая установка конструктивно и технологично выполнена в виде отдельного модуля, привариваемого взамен отрезаемой кормовой части корпуса.Указанный двигатель является двухтактным многотопливным дизелем с прямоточной продувкой, жидкостного охлаждения, с горизонтально расположенными цилиндрами и встречно-движущимися поршнями.

Двигатель работает на различных видах топлива: дизельное, бензин, керосин, топливо для реактивных двигателей или же их смесь в любой пропорции.

Съем мощности осуществляется с двух сторон коленчатого вала. Крепление двигателя осуществляется при помощи двух цилиндрических опор (бугелей), соосных валу отбора мощности и расположенных по торцам двигателя, и передней опоры, расположенной на нижней поверхности двигателя. Такой способ крепления двигателя не требует операции регулировки и центровки при установке двигателя в МТО в отличие от стандартной версии танка.

Основной особенностью силовой установки с двигателем 5ТДФМ является эжекционная система охлаждения, высокоэффективная система очистки воздуха, поступающего в двигатель, наличие специального воздухозаборного устройства для преодоления брода глубиной до 1,8 м и высокая герметичность МТО.

Система охлаждения - жидкостная, закрытая, принудительная, эжекционого типа. Эжектор системы охлаждения работает на выпускных газах двигателя. Отсутствие вентилятора и редуктора привода значительно уменьшает массу системы охлаждения, обеспечивает высокий уровень надежности и саморегулирования и обеспечивает эксплуатацию танка без ограничений при высоких температурах. Высокоэффективный циклонно-кассетный воздухоочиститель обеспечивает очистку воздуха от пыли на 99,8 %.

После модернизации обеспечиваются следующие параметры танка:

  • увеличение средней скорости по грунтовой дороге на 22%;
  • обеспечение эксплуатации при окружающей температуре до + 55 0С;
  • обеспечение эксплуатации танков в пыльных условиях до обслуживания кассет 35 моточасов или 1000 км;
  • обеспечение брода без подготовки до 1,8 м.

Технические характеристики двухтактного двигателя 5ТДФ

Параметр Значение
Тип двигателя Многотопливный дизель с трубонаддувом с противоположно движущимися поршнями жидкостного охлаждения
Максимальная мощность (кВт / л.с.) 625 / 850
Число цилиндров 5
Расположение цилиндров горизонтальное
Рабочий объем (л) 13.6
Удельный расход топлива (г/кВт / г/л.с./ч) 218+14 / 160+10
Расход масла (кг/ч) 2,5 - 4.0
Расход воздуха (кг/сек) 1.47
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности (об/мин) 2800
Максимальный крутящий момент (кг/м) 202
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте (об/мин) 2050
Масса (кг) 1080+30
Габаритные размеры (мм):
длина 1830
ширина 955
высота 581

На танке установлена оригинальная реверсивная трансмиссия и система управления движением, которые в сравнении с танком Т-55 имеют следующие конструктивные отличия:

  • трансмиссия состоит из двух бортовых планетарных коробок передач (КП) с семью передачами вперед и одной передачей заднего хода, с фрикционным включением и гидроуправлением и соосных с КП реверсивных бортпередач (БП). БП обеспечивают дополнительно четыре передачи заднего хода и состоят из двух планетарных рядов с передаточным отношением і=4,8 для прямого хода и і=3,8 для реверса
  • электромеханогидравлическая система управления движением обеспечивает автоматизированное переключение передач и штурвальное управление поворотом.

Указанные отличия обеспечили повышение параметров подвижности и управляемости танка Т-55 АГМ в сравнении с Т-55:

  • максимальная скорость переднего хода по дороге с твердым покрытием возросла до 70 км/ч вместо 50 км/ч (на 40%)
  • 5 передач заднего хода позволили поднять скорость отката более 30 км/ч вместо 6 км/ч (в 5 раз)
  • в отличие от танка Т-55, обеспечивающего минимальный радиус поворота на 1 передаче только вокруг заторможенной гусеницы, система управления движением танка Т-55АГМ позволяет осуществлять поворот как вокруг заторможенной гусеницы, так и вокруг оси танка, в зависимости от величины перемещения органа управления поворотом
Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB
Защита

Комплекс дополнительной защиты танка Т-55АГМ Комплекс дополнительной защиты (КДЗ) предназначен для повышения уровня защиты танка от кумулятивных и кинетических (бронебойных подкалиберных снарядов - БПС) поражающих средств при минимально возможном увеличении массы танка. КДЗ состоит из пассивной броневой защиты и встроенной динамической защиты (ВДЗ).

На носу корпуса танка установлен съемный модуль.

На бортах установлены силовые экраны и резинотканевые щитки.

По внешнему периметру лобовых и бортовых участков башни размещены модульные секции, а также контейнеры, установленные на крыше башни. Внутри каждой секции ВДЗ и каждом контейнере установлены элементы динамической защиты нового поколения типа «Нож».

Защитное действие ВДЗ на кумулятивное средство основано на разрушении, дроблении и изменении направления кумулятивной струи вследствие воздействия деталей ЭДЗ и продуктов детонации взрывчатого вещества, находящегося внутри ЭДЗ и инициируемого кумулятивной струей.

Защитное действие ВДЗ на кинетический снаряд основано на разрушении его корпуса и изменении направления его внедрения вследствие воздействия продуктов детонации взрывчатого вещества, находящегося внутри элемента динамической защиты (ЭДЗ) и инициируемого за счет кинетической энергии снаряда. Установка ВДЗ повышает уровень защиты танка Т-55АГМ:

  • от кумулятивных поражающих средств - в 2,3...2,6 раза;
  • от кинетических поражающих средств - в 3,5...4,3 раза.

Элементы динамической защиты (ЭДЗ), входящие в состав ВДЗ, не детонируют при попадании в них пуль стрелкового и автоматического оружия калибра 7,62 мм, 12,7 мм, и снарядов автоматических пушек калибра до 30 мм, а также от воздействия зажигательных смесей типа «Напалм» и поражающих факторов объемного взрыва.

Система постановки аэрозольной завесы (СПАЗ)

С целью повышения защитных характеристик танка Т-55АГМ предлагается применение в его составе системы постановки аэрозольной завесы (СПАЗ).

Системапостановки аэрозольной завесы предназначена для подавления систем управления ПТУР, использующих лазерный подсвет целей и головок с полуактивным лазерным самонаведением, а также артиллерийских систем, имеющих лазерные дальномеры, за счет обнаружения лазерного излучения, определения его направления и дистанционной постановки быстрообразующихся аэрозольных завес.

Основные тактико-технические характеристики

Параметр Значение
Напряжение питания системы, В 27
Время готовности, с 1
Время непрерывной работы, ч не ограничено
Режим работы системы
  • автоматический
  • полуавтоматический
  • ручной
  • режим целеуказания
Время реагирования системы в автоматическом режиме, с менее 0,5
Сектор защиты
с доворотом башни 360°
без доворота башни ±45°
Количество пусковых установок, шт. 12
Калибр, мм 81
Угол наклона к горизонту, град. 12

Система коллективной защиты танка Т-55АГМ

Система коллективной защиты обеспечивает защиту экипажа и внутреннего оборудования от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Система коллективной защиты танка состоит из:

  • прибора радиационной и химической разведки ПРХР-М;
  • фильтровентиляционная установка ФВУ.

Прибор ПРХР-М предназначен для непрерывного контроля, обнаружения, сигнализации и управления исполнительными механизмами средств защиты:при мощном гамма-излучении (ядерный взрыв);при гамма-излучении радиоактивно-зараженной местности с измерением мощности экспозиционной дозы гамма-излучения;при появлении в воздухе паров отравляющих веществ вероятного противника.

Фильтровентиляционная установка предназначена для очистки наружного воздуха от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических аэрозолей, подачи очищенного воздуха в обитаемое отделение и создания в нем избыточного давления, вентиляции обитаемого отделения от огнегасящих веществ после тушения пожара.

Система противо-пожарного оборудования (ППО)

Система ППО предназначена для обнаружения очагов пожара, предотвращения взрыва топливно-масляной смеси от кумулятивной струи в обитаемом и моторно-трансмиссионном отделениях, а также быстрой их ликвидации; выдачи команд на включение вентиляции для удаления продуктов пиролиза из обитаемого отделения с целью исключения отравления токсичными газами.Данная система ППО является автоматической системой пожаро-взрыво-подавления и соответствует современным требованиям. В отличие от других систем она обладает высоким быстродействием обнаружения и ликвидации очагов пожара (по обитаемому отделению - не более 0,15 с, по моторно-трансмиссионному отделению - не более 10 с), высокой надежностью, простотой и удобством в обслуживании.

Способы приведения в действие:

  • автоматически (при включении бортовой сети изделия)
  • вручную (с кнопок пульта ПО, МТО в соответствующие отделения).

Быстродействие:

  • по обитаемому отделению не более 0,15с
  • по МТО не более 10с.

Кратность действия - 2.

Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB
Изменение технических характеристик танка Т-55 после модернизации
Наименование параметра Значение параметра
До модернизации После модернизации
Общие данные
Боевой вес (т) 36 39,3
Удельная мощность (л.с./т) 16,1 17,3
Смещение на корму оси КП от номинального положения (мм) - 45
Длина корпуса (мм) 6200 6120
Скорость движения (км/час)
Расчетная скорость (при номинальной частоте вращения коленчатого вала)
(на I передаче) 6,85 7,46
(на II передаче) 14,66 13,85
(на III передаче) 20,21 17,15
(на IV передаче) 28,99 21,8
(на V передаче) 45,48 30,2
(на VI передаче) - 41,5
(на VII передаче) - 61
(на передаче заднего хода) 6,85 4,26
Средняя скорость
(по грунтовой дороге) 22...27 30...35
(по шоссе) 32...35 40...45
Максимальная скорость по шоссе 50 65
Експлуатационные данные
Расход топлива на 100 км дороги (л)
(по грунтовой дороге) 300...330 300...330
(по шоссе) 190...210 190...210
Запас хода  (км)
(по грунтовой дороге) 290...320 29...320
(по шоссе) 485...500 485...500
Температура окружающего воздуха эксплуатации танка (°С) ±40 ± 55
Глубина водной преграды, преодолеваемой без подготовоки, м 1,4 1,8
Глубина водной преграды, преодолеваемой с установкой оборудования для подводного вождения танка, м - 5
Двигатель
Марка и тип В-55, четырехтактный однокамерный дизель жидкостного охлаждения 5ТДФМ, двухтактный дизель с противоположно движущимися поршнями, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения, многотопливный
Максимальная мощность (л.с.) 580 850
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности (об/мин.) 2000 2800
Удельный расход топлива (г/л.с.ч.) 190+5 ≤160+10
Вес (кг) ≤920 1080+30
Система смазки
Применяемое масло МТ-16П ГАЛОЛ М-4042ТД
Объем масла в баке (л) 60 110
Объем внешнего масляного бака (л) 35 -
Масляные фильтры МАФ с двумя проволочно-щелевыми секциями очистки масла и центробежный маслоочиститель МЦ-1 Масляный центробежный фильтр
Система охлаждения
Тип Жидкостная, закрытого типа, принудительная, под давлением, с центробежным вентилятором для создания потока охлаждающего воздуха через радиаторы Жидкостная, закрытого типа. принудительная, под давлением, с эжектором для создания потока охлаждающего воздуха через радиаторы 
Система пуска двигателя
Основная система Воздуховпрыск от 2-х балонов сжатого воздуха с давлением не менее 70 кгс/см2 Электрическая со стартером СГ-18 от 4 аккумуляторных батарей
Комбинированная - Общая работа электрической и воздушной систем
Резервная Электрическая стартером от 4-х АКБ Воздухопуск от 2-х балонов сжатого воздуха с давлением не менее 70кгс/см2
Агрегати, облегчающие пуск двигателя Подогреватель форсуночный с ручным и электрическими приводами Подогреватель для разогрева охлаждающей жидкости  и масла моторного, автономний факельный подогреватель воздуха, система дозированного впрыска масла к цилиндрам перед пуском
Эксплуатационный режим работы двигателя
Температура охлождающей жидкости (°С)
рекомендованная 70...90 80...115
максимальная 105 130
Температура масла(°С)
рекомендованная 70...90 80...115
максимальная 110 130
Частота овращения коленвала (об/мин.):
експлуатационная 1600...1800 1600...2800
максимальная, кратковременно 2000 3400
Давление масла в эксплуатационном диапазоне частоты вращения коленвала (кгс/см2) 6...10 min 1,5
Силовая передача
Гитара Увеличивающий шестиренчатый редуктор -
Коробка передач С постоянным сцеплением зубьев шестерен с синхронизаторами на 3, 4 и 5 передачах Механическая планетарная с гидроуправлением
Количество передач
передние 5 7
задние 1 1 + 3
Применяемое масло МТ16п МТ8п або ТС3п8
Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB Т-55АГМ | MorozovKMDB